РАК ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Рак предстательной железы является самым распространенным раком у мужчин, после рака кожи. Он занимает второе место по уровню смертности от рака. Диагностика рака предстательной железы на ранней стадии вероятна с помощью анализа на ПСА (специфический антиген простаты). С началом использования анализа на ПСА, началось снижение уровня смертности от рака предстательной железы. Интенсивная работа по диагностике и лечению рака предстательной железы продолжается.

Общая информация

Предстательная железа, относящаяся к мужским половым органам, является секреторной железой, охватывающей шейку мочевого пузыря и играющей роль в текучести семенной жидкости. Состоит из железистых клеток и соединительных тканей. Рак предстательной железы появляется при ненормальном развитии этих железистых клеток. В случае, если диагноз не поставлен на ранней стадии, рак предстательной железы распространяется на окружающие ткани через лимфатические узлы и кровеносные сосуды. Чаще всего распространяется на лимфатические узлы и кости. Также может распространится на легкие, печень и другие органы.

Причины и факторы риска

Рак предстательной железы встречается у 50% мужчин после 70 лет и на микроскопическом уровне обнаруживается практически у каждого после 90 лет. Риск заболевания в течение жизни раком предстательной железы для здорового мужчины составляет 17%. То есть, приблизительно каждый 6-й мужчина заболевает раком предстательной железы. С изобретением и введением в клиническое использование анализа на ПСА в 1980-х, уровень смертности от этого заболевания снизился. Вместе с тем, что в нашей стране отсутствуют точные данные, в США в год рак предстательной железы обнаруживают у 250 тысяч мужчин и 95% этих мужчин старше 45 лет.

Факторы риска

Причины возникновения рак предстательной железы точно не известны. Как и в случае с другими видами рака, предполагается, что в появлении этой болезни, вместе с генетической предрасположенностью, играют роль условия окружающей среды. Некоторые факторы риска, которые могут участвовать в образовании рака простаты, следующие:

  • Возраст
  • Наличие больных раком предстательной железы в семье
  • Питание жирной пищей
  • Гормоны
  • Кадмий
  • витамины А и Д

Самыми важными факторами риска являются возраст и семейная предрасположенность. В то время как рекомендуется проверяться на возможное наличие рака предстательной железы во время нормальных обследований после 50 лет, при семейной предрасположенности к раку предстательной железы, такие проверки нужно начинать после возраста 40 лет. Предполагается, что 10% случаев заболевания раком предстательной железы передаются по наследству от отца к сыну. Риск заболевания раком предстательной железы выше в 2-9 раз у сыновей или братьев больных раком предстательной железы. Особым свойством рака предстательной железы является наличие двух отдельных форм, отличающихся друг от друга, латентная форма и клинически активная форма. В то время как, заболевание первой группы остается незаметным в течение жизни без установления диагноза, во второй группе могут наблюдаться последствия заболевания прогрессирующей стадии, распространяющиеся за пределы предстательной железы.

Предупреждение рака предстательной железы

Поскольку точные причины рака предстательной железы в наше время неизвестны, во многих случаях предупреждение появления заболевания не представляется возможным. Однака, исследования, проводимые в последнее время, показывают, что изменения в стиле жизни и питании могут снизить риск появления рака предстательной железы.

Продукты питания

Помидоры богаты ликопином. При том, что некоторые исследования показывают, что регулярный прием таблеток ликопина снижает риск появления рака предстательной железы на 15%, другие исследования утверждают, что потребление в пищу помидоров снижает риск развития рака предстательной железы на 26%.

Соевые бобы содержат растительное вещество фитоэстроген, которое подобно эстрогену в нашем организме. Известно, что соевые бобы понижают уровень ПСА и что, у народов, потребляющих сою в больших количествах низкий уровень заболеваемости раком предстательной железы.

Рыбий жир: Богат жирными кислотами Омега-3 . Известно, что жирные кислоты Омега-3 имеют свойства, предупреждающие сердечно-сосудистые заболевания и рак. Жирные кислоты Омега-3 содержатся в больших количествах у рыб холодных морей, таких как, лосось, тунец. К сожалению, рыбы, живущие в водах нашей страны небогаты жирными кислотами Омега-3.

Витамины и минеральные добавки, хотя некоторые исследования утверждают, что регулярный прием 50 мг витамина Е снижает риск рака предстательной железы, существуют публикации об отсутствии такого эффекта. Также считается, что вещество Селен, являющееся минералом, снижает риск рака предстательной железы.

Испытание SELECT: Изучение эффекта Селена и витамина Е на рак предстательной железы, проводится испытанием SELECT (Seleniun and Vitamin E Cancer Prevention Trial-Испытание предупреждения рака с помощью селена и витамина Е). В этом испытании участвует приблизительно 35.000 человек и результаты испытания ожидаются в течение нескольких следующих лет.

Грибы содержат в больших количествах вещество Селен, предупреждающее рост опухолей и снижающее уровень ПСА.

Питание богатое овощами и фруктами, Фрукты увеличивают вырабатывание витамина Д, который известен, как снижающий риск рака предстательной железы. Известно, что броколли и брюссельская капуста снижает риск рака предстательной железы.

Зеленый чай, особенно богат полифенолами. Утверждается, что это вещество замедляет развитие раковых клеток, а также, что зеленый чай понижает содержание полиамина, который повышает агрессивность раковых клеток.

Спорт

Регулярные упражнения вызывают снижение веса и снижают риск рака предстательной железы. Проведенные исследования показали, что упражнения понижают уровень тестостерона в организме и снижение уровня ПСА.

Медикаментозное лечение

Проводились некоторые исследования с целью предупреждения развития рака предстательной железы. Среди них наиболее известным является исследование PCPT (Prostate Cancer Prevention Trial Исследование предотвращения рака предстательной железы). В этом исследовании участвовало приблизительно 18.000 человек, половине пациентов не проводилось никакого лечения (контрольная группа), другая половина (лечащееся) принимала Финастерид (проскар™) в течение приблизительно 7 лет. Финастерид блокирует фермент типа II 5-альфа редуктазы, который превращает тестостерон в дигидротестостерон в организме. Таким образом, планируется снижение уровня дигидротестостерона и предупреждение образования рака предстательной железы. В результате исследования было обнаружено, что появление рака предстательной железы у пациентов, принимавших финастерид появление рака предстательной железы снизилось на 25% по сравнению с теми, кто его не принимал. Однако, в группе принимающей финастерид были обнаружены более агрессивные виды рака предстательной железы. Причина этого до сих пор не известна и споры продолжаются. Поэтому не все врачи верят в лечение финастеридом и оно не проводится регулярно. Долгосрочные результаты исследования PCPT все еще ожидаются.

Другое исследование, которое еще проводится, называется REDUCE (Reduction by Dutasteride of Prostate Cancer Events-Снижение случаев рака предстательной железы с помощью Дутастерида). В этом исследовании пациенты принимают Дутастерид с целью предупреждения появления рака предстательной железы. Дутастерид (Аводарт™) также из группы финастерида, блокирует фермент 5-альфа редуктазы, который превращает тестостерон в дигидротестостерон. Однако, Дутастерид блокирует ферменты 5-альфа редуктазы обоих типов (типа I и типа II). Результаты исследования все еще ожидаются.

Продукты питания, которых следует избегать

Рак предстательной железы встречается чаще у людей, которые питаются продуктами с высоким содержанием жира и содержащими красное мясо. Потребление кальция в чрезмерных количествах снижает в организме синтез витамина Д, который имеет защитные свойства против рака предстательной железы.

Полнота
У полных людей или другими словами, у тех, чей индекс массы тела составляет 32.5 и выше, заболевание раком предстательной железы протекает в более агрессивной форме. Такие белки, как лептин, накапливающиеся в жировой массе тела, и гормоны фактора роста подобные инсулину, ускоряют развитие рака предстательной железы.

Холестерин
Проведенные исследования показали связь между высоким уровнем холестерина и раком предстательной железы. "Плохой" холестерин или ЛПНП (липопротеины низкой плотности), вызывают повышение уровня дигидротестостерона и более агрессивное и быстрое развитие рака предстательной железы. Кроме этого, накопление холестерина внутри клеток, в особенности в клетках предстательной железы, образуют сигнал, способствующий развитию раковых клеток.

Курение известно тем, что способствует росту клеток рака предстательной железы.

Симптомы

Локальный рак предстательной железы может протекать незаметно. В период до использования ПСА, диагноз рак предстательной железы ставился только при обнаружении крупного бугорка, который ощущается при пальцевом ректальном исследовании или после патологического анализа тканей, взятых при операции на доброкачественную гиперплазию предстательной железы.

Рак предстательной железы вызывает боли при метастазах в кости. При широком распространении на кости, может появиться малокровие и связанная с ним слабость, поскольку нарушится вырабатывание крови. На более поздних стадиях лимфатические железы, расположенные вокруг предстательной железы, увеличившись, могут зажать мочеиспускательный канал. В этом случае, в почках может возникнуть отек и нарушение функций, называемый гидронефрозом.

На более поздней стадии, называемой локальной прогрессирующей стадией рака предстательной железы, предстательная железа, сильно увеличившись в размере, может задержать мочеиспускание, зажав мочеиспускательный канал. Мочевой пузырь, оказывая давление, может вызвать боль и раздражение мочевого пузыря. На этом этапе, может понадобиться операция для того, чтобы обеспечить свободное мочеиспускание.

Оценка
Уретероскопы являются инструментами диаметром 2.5-3 мм, с лампочкой, рабочим каналом и линзой. Жесткие уретероскопы вводятся в мочеточник через мочеиспускательный канал и мочевой пузырь, фрагментация камней, особенно расположенных в нижней части мочеточника близко к мочевому пузырю осуществляется с помощью гольмиевого лазера.

Диагностика
Часто рак предстательной железы обнаруживается при проведении анализа крови на ПСА во время нормального комплексного обследования. В редких случаях проявляет симптомы на ранних стадиях. Такие жалобы, как трудности при мочеиспускании, слабость струи, частые позывы к мочеиспусканию часто относят к возрастному доброкачественному увеличению простаты. Поскольку основным местом роста рака предстательной железы является приферическая зона (область, близкая к внешней капсуле предстательной железы), он вызывает такое сжатие и трудности при мочеиспускании только на более поздних стадиях. При нащупывании твердости во время ректального исследования, обязательно нужно взять образец ткани на биопсию.

A. Пальцевое ректальное исследование:

Ректальное исследование является одним из самых важных физического обследования в урологии. Во время исследования ваш врач проверяет, есть ли подозрительная твердость или неоднородность на внешней поверхности предстательной железы, подобная опухоли. Не следует забывать, что 25% диагностированных больных диагноз поставлен, только при обнаружении твердости и неоднородности во время проведения пальцевого исследования, несмотря на то, что ПСА показал уровень в рамках нормы.

B. Специфический антиген простаты (ПСА):

ПСА является белком, выделяемым железами, расположенными около предстательной железы и мочеточника у мужчин. Его функцией является разжижение семенной жидкости перед семяизвержением. ПСА бывает 2-х форм, в соединении с белком крови и свободным. Измерение свободных ПСА является методом, который начал использоваться в последние годы с целью облегчения диагностики рака предстательной железы. При том, что нормальными величинами для ПСА приняты 0-4, по причине того, что в последние годы встречалось много больных раком с показателями в этих пределах, надежные пределы были снижены, особенно у молодых пациентов.

Нормальные показатели ПСА по возрасту
40-49 лет ПСА ≤2.0 нг/мл
50-59 лет ПСА ≤2.5 нг/мл
60-69 лет ПСА ≤4.0 нг/мл
70 лет и старше ПСА ≤5.5 нг/мл

С использованием показателей ПСА по возрастам, увеличилось количество случаев обнаружения рака у молодых, а для пожилых снизилась вероятность проведения ненужной биопсии. Есть другие показатели ПСА вызывающие подозрение на опухоль. Эти показатели следующие:

  • Скорость ПСА: Если годовая скорость увеличения ПСА более 0.75 нг/мл, то нужно подумать о проведении биопсии.
  • Удельный вес ПСА: Удельный вес ПСА рассчитывается с помощью деления на объем. При удельном весе ПСА = 0.15 и более, нужно рассматривать проведение биопсии.

C. Биопсия с помощью трансректального ультразвукового исследования:

Биопсия предстательной железы выполняется с помощью трансректального ультразвукового исследования. Трансректальное ультразвуковое исследование проводится ректальным путем специальным ультразвуковым прибором. Это исследование имеет преимущество перед стандартным ультразвуковым исследованием брюшной полости, поскольку показывает предстательную железу намного ближе. Иногда используется только для того, чтобы лучше увидеть предстательную железу, без проведения биопсии. Посредством дополнительной насадки к прибору трансректального ультразвука, появляется возможность взять образец ткани из намеченного места предстательной железы. Биопсия проводится по определенным схемам, заранее оценив возраст пациента, размеры предстательной железы, и возможность проведения биопсии.

Патология рака предстательной железы: Вероятный диагноз

1. Простатит

Биопсии не обнаружившие рак, в большинстве случаев сообщают о простатите. Эти случаи часто встречаются, особенно у пожилых и не требуют лечения, поскольку не могут быть причиной развития активной инфекции.

2. Внутриэпиталиальная неоплазия предстательной железы (ВЭНПЖ)

Делится на два типа - высокодифференцированный и низкодифференцированный. Высокодифференцированный тип имеет клиническую важность. Случай, когда выделительные каналы предстательной железы являются нормальными с гистопатологической точки зрения, а клетки, окружающих каналов содержат нетипичные клетки. Вероятность обнаружения рака предстательной железы при повторной биопсии у пациентов, у которых обнаружили высокодифференцированную ВЭНПЖ при биопсии, составляет 30-50%.

3. Атипическая малая ацинарная пролиферация (ASAP)

4. Аденокарцинома предстательной железы

Почти все случаи рака предстательной железы являются типом аденокарциномы. В 50% случаев из серии вскрытий, с гистологической точки зрения, был обнаружен рак предстательной железы. Однако, большинство больных клинически находились на незначительной стадии, и скончались по другим причинам. Опять же, при продлении, происходящей в среднем сроке жизни человека, с каждым днем рак предстательной железы угрожает большему количеству людей.

При обнаружении в результате биопсии предстательной железы, аденокарциномы, определяется степень агрессивности болезни. Самой распространенной шкалой является метод, называемый индексом Глисона. В зависимости от степени поражения раковыми клетками в тканях и в клетках, рассчитывается в баллах от 1 до 5. (1 самое хорошее, 5 самое плохое). Из взятых образцов, изучая весь материал, пораженный раком, определяется степень и плотность клеток. Индекс Глисона рассчитывается сложением 2-х самых активных групп. По этим расчетам получают общую картину состояния опухоли внутри предстательной железы и таким образом, выбирают самый подходящий метод лечения заболевания.

5. Другие виды рака предстательной железы

Типы рака предстательной железы, помимо аденокарциномы встречаются редко. Их течение хуже по сравнению с аденокарциномой.

Определение стадии

Стадия 1: Опухоль, появившаяся в предстательной железе, слишком мала для прощупывания или расположена во внутренних частях предстательной железы. Поэтому не может быть обнаружена при ректальном исследовании. Диагноз ставится по результатам биопсии, проводимой по причине высокого уровня ПСА или во время ТУРП, проводимой для освобождения мочеиспускательного канала.

Стадия 2: Опухоль достигла размеров, которые можно нащупать, но все еще ограничена расположением внутри предстательной железы.

Стадия 3: Опухоль вышла за пределы капсулы предстательной железы или распространилась на семенники.

Стадия 4: Стадия метастазов. Появились метастазы в дальних органах, таких как ткани или кости, легкие, печень.

Лечение рака предстательной железы

  1. Ограниченное (локальное) лечение предстательной железы
    • Наблюдение
    • Хирургическое лечение: Радикальная простатэктомия
      • Открытая
      • Лапароскопическая
      • Роботизированная простатэктомия
    • Радиотерапия
      • Внешняя радиотерапия
        • ЛТМИ
        • Брахитерапия
    • Криотерапия
    • Высокоинтенсивный фокусированный ультразвук
  2. Лечение метастазов
    • Гормональное лечение
    • Химиотерапия

PROSTATE CANCER

Prostate cancer is the second most common cancer type in men after skin cancer. It holds the 2nd place among cancer-related mortalities. PSA (prostate specific antigen) test enables early diagnosis of prostate cancer. Since the beginning of the application of PSA test, prostate cancer mortality rates has shown a drop. Intensive investigations on diagnosis and treatment of prostate cancer are still carried out.

Overall View

Prostate is a gland, which surrounds the urethra just below the bladder and plays a role in semen viscosity. It is comprised of secretive cells and their peripheral connective tissues. Prostate cancer occurs as a result of the abnormal development of those secretive cells. If not diagnosed at early stage, prostate cancer spreads to the peripheral tissues by lymph and blood vessels. The most common metastasis sites are known to be lymph nodes and bones. Moreover, it may spread to the lung, liver, and other organs as well.

Causes and Risk Factors

Prostate cancer is estimated to be present in 50% of men above the age of 70 and in almost all men above 90 of age at a microscopic level. The prostate cancer risk for a healthy man during his lifetime is approximately 17%. In other words, every one man out of 6, experiences prostate cancer. By the advent of PSA test in 1980s and the beginning of its clinical practice, mortality rates of the diseases have decreased. In the USA, prostate cancer is determined in 250.000 men each year and 95% of those people are above 45 age.

Risk Factors

The underlying cause of the prostate cancer is not known. Similar to other cancer types, genetic predisposition and negative environmental factors are believed to have a role over the development of the diseases. Several risk factors which are thought to have a possible role in development of prostate cancer are as follows:

  • Age
  • Presence of prostate cancer in the family history
  • Fatty diets
  • Hormones
  • Cadmium
  • A and D vitamins

Major risk factors are age and family history. While inclusion of prostate cancer analysis is recommended for men above 50 of age, if one has a family history of prostate cancer, the tests are started after 40 age. 10% of all prostate cancers are thought to be inherited from father to son. The risk for prostate cancer among people whose father or brother has prostate cancer, is 2-9 times higher than others. Another characteristic of prostate cancer is that the disease may present with 2 totally different forms: latent form and clinically active form. While the disease may stay latent all along one's life in the first group, it may spread to other tissues and display a late stage development in the second group.

Prevention of Prostate Cancer

Because the cause of prostate cancer has not yet been explained completely, currently, it is not possible to prevent disease development in many cases. However, recent studies indicate that by changing the diet and life style, prostate cancer risk can be reduced.

Diet

Tomato contains high level of lycopene. Several studies suggest that lycopene intake reduces the risk of prostate cancer by 15%, whereas other studies indicate that tomato consumption decreases the cancer risk by 26%.

Soya bean contains phytoestrogen which is a substance similar to the estrogen in our body. Soya bean is known to reduce the PSA levels and communities which have a high soya bean consumption rate, show low prostate cancer rates.

Fish oil is rich of omega-3 fatty acid. Omega-3 fatty acids are known to have a protective effect against heart diseases and cancer. Cold sea fishes such as salmon and tuna fish contain the highest amount of omega-3 fatty acids.

Vitamin and mineral supplements: While several studies claim that regular consumption of 50mg E vitamin reduces the risk of prostate cancer, there are also studies contrary to this claim. Selenium, a mineral, is mentioned to reduce the risk of prostate cancer, as well.

SELECT study: The effects of selenium and E vitamin over prostate cancer are investigated by SELECT study (Selenium and Vitamin E Cancer Prevention Trial). Approximately 35.000 people have been included in this study and the results are about to be declared in the upcoming years.

Mushrooms contain selenium which inhibits tumoral growth and reduces PSA level.

Vegetable- and fruit-rich diet Fruits increase the production of D vitamin that is known to reduce the risk of prostate cancer. Broccoli and brussels sprout are known to decrease the prostate cancer risk.

Green tea is rich of polyphenols. This substance is claimed to slow down the growth of cancer cells. Moreover, green tea is said to reduce the amount of polyamine substance which increases the aggression of the cancer cells.

Sports

Regular exercise leads to weight loss and reduces the prostate cancer risk. Studies have shown that exercise decreased the testosterone levels and PSA levels.

Medical Treatments

Several studies have been conducted in order to prevent development of prostate cancer. PCPT (Prostate Cancer Prevention Trial) is the most known among those studies. It has been performed on approximately 18.000 patients and while half of the patients have not been delivered a treatment (placebo group), the other half (treatment group) has been treated with Finasteride (proscarTM) roughly for 7 years. Finasteride blocks the 5-alpha reductase type II enzyme which converts testosterone to dihydrotestosterone. Thus, it is aimed to prevent reduction in dihydrotestosterone level and development of prostate cancer. At the end of the study, prostate cancer incidence among patients who had undergone Finasteride has been found to be 25% less than the placebo group. However, more aggressive prostate cancer types have been determined in the Finasteride group. The reason behind this result is not yet known and remains subject to discussion. Therefore, Finasteride treatment is not preferred by all the physicians and not regularly performed. The long-term results of the PCPT study is yet to be declared.

HAnother ongoing study is REDUCE (Reduction by Dutasteride of Prostate Cancer Events). Dutaseride is delivered to patients in order to prevent prostate cancer development. Dutaseride (Avodart™) is a drug from Finasteride group that inhibits 5-alpha reductase enyzme and converts testosterone to dihydrotestosterone. However, when compared with the Finasteride, Dutaseride blocks both types (Type I and II) of 5-alpha reductase enzymes. The results of the study are yet to be declared.

Things to Avoid

Foods
Prostate cancer incidence is higher in people who consume foods which contain high fat rate and red meat. Excessive intake of calcium reduces D vitamin synthesis which is known to have a preventive effect against prostate cancer.

Obesity
Obese people or in other words people who display a BMI higher than 32.5, suffer more aggressive prostate cancer disease. Proteins like Leptin and hormones such as growth factor contribute to the development of prostate cancer in obese patients.

Cholesterol
Studies show a relationship between high cholesterol levels and prostate cancer. LDL (low-density lipoprotein) which is known as bad cholesterol among people, causes elevation in dihydrotestosterone levels and more aggressive and rapid course of prostate cancer. Moreover, accumulation of cholesterol within the cell, particularly in the prostate cells, may lead to formation of signals that result in advance of cancer cells.

Smoking is known to increase growth of prostate cancer cells.

Symptoms

Localized prostate cancer may develop without any warning signs. Before the advent of PSA, prostate cancer could have been diagnosed only by feeling a considerable size of nodule during the digital examination or as a result of the pathologic analysis of the tissues removed from the patients that were operated for benign prostatic hyperplasia.

Prostate cancer may cause pain particularly when spreads to the bone. In cases with diffuse bone involvement, anemia and resultant weakness can be observed because of disruptions in blood synthesis. In far more advanced cases, lymph nodes may get larger and lead to obstruction in the urinary system which could result in hydronephrosis in kidneys.

At the local advanced stage of prostate cancer, prostate may exhibit excess enlargement and obstruct urinary tract. By compressing bladder, it may inflict pain and irritation in the bladder. At this stage, operation may be needed in order to relieve the urinary flow.

Evaluation

Ureteroscopes are devices with 2.5-3 mm diameter which are consisted of a tube, light source, and a lense system. Rigid ureteroscopes are advanced through bladder and urethra is reached. Particularly the stones in the lower ureter close to the bladder are treated by Holmium laser.

Diagnosis
Prostate cancer is diagnosed by detection of an increase in PSA blood test applied during the normal check-up programs. Rarely, it may become symptomatic at early ages. Symptoms such as difficulty in voiding, decrease in flow rate, and frequent urination mostly occur due to age-dependent benign prostatic hyperplasia. Because the actual enlargement site of the prostate cancer is the peripheral zone (the portions close to the exterior capsule of the prostate), it causes such obstructions and difficulty only during the advanced ages. A firmness felt during rectal examination should require a biopsy.

A. Digital rectal examination:

Rectal examination is one of the most important parts of physical examination in urology. During the examination, the urologist controls whether there is a firm or irregular structure on the outer surface of the prostate or not. You should bear in mind that 25% of patients are diagnosed as prostate cancer by only detection of firmness or an irregular structure during digital examination while observing PSA levels within normal range.

B. Prostate Spesific Antigen (PSA):

PSA is a protein which is released from prostate and the glands surrounding urethra. It helps to elevate viscosity of the semen prior to ejaculation. PSA is found in 2 forms in the blood: protein-bound and free. Free PSA measurement is a recent method that aims to facilitate diagnosing prostate cancer. While 0-4 range is recognized as normal for PSA, due to recent determination of many cancer patients in this range, the safety limit has been lowered particularly for young patients.

Age spesific serum PSA levels
40-49 of age PSA ≤2.0 ng/ml
50-59 of age PSA ≤2.5 ng/ml
60-69 of age PSA ≤4.0 ng/ml
70 of of age and older PSA ≤5.5 ng/ml

While the cancer incidence elevates with age-related PSA use, the rate of unnecessary biopsy among elderly patients decreases. There are some other PSA values which arise tumor suspicion:

  • PSA rate: Any yearly PSA increase rate over 0.75 ng/ml should indicate biopsy.
  • PSA density: It is the ratio of the PSA value to prostate volume. Biopsy should be considered in cases demonstrating PSAD ≥ 0.15.

C. Biopsy Guided by Trans-Rectal Ultrasound (TRUS):

Prostate biopsy is performed by TRUS. TRUS is an ultrasound device which is applied via rectal route. It is more useful than classic abdominal USG because it visualizes a very close-up view of prostate. Sometimes it can be applied only to visualize the prostate better without performing biopsy. As a result of a piece added to the trans rectal USG, sample tissues can be obtained from a predetermined specific site. Biopsy is performed by considering the age of the patient, size of the prostate, and presence of an earlier biopsy experience.

Prostate Cancer Pathology: Possible Diagnoses

1. Prostatitis

Prostatitis is reported in most of the biopsies which reveal no cancer. Particularly among elderly people this condition is frequently observed and because it does not lead to an active infection, no treatment is required.

2. Prostatic Intra-epithelial Neoplasia (PIN)

It has two types: high-grade and low-grade High-grade type bears clinical importance. While the structure of the prostate ducts are histopathologically normal, atypical cells surround the ducts. The rate of prostate cancer detection in repeat biopsies of patients who displayed high-grade PIN in their biopsies, is 30-50%.

3. Atypical Small Aciner Proliferation (ASAP)

4. Prostate Adenocancer

Almost all of the prostate cancers are of adenocancer type. In 50% of the autopsy series, the presence of prostate cancer has been detected histologically. However, most of the patients have been lost due to other reasons while the disease was at an insignificant stage. Even so, by the prolongation of the average human lifespan, prostate cancer continues to be a threat for an ever-increasing number of people.

As adenocancer is determined with prostate biopsy, the disease is graded according to its aggressiveness. Gleason score is the most widely used classification method. Based on the deformation of the tissue and cells induced by cancer cells, the specimens are graded between 1-5 (1 best, 5 poorest). The entire cancer material is analyzed and the cellular density is evaluated. The scores of the groups demonstrating the highest densities are combined to form the Gleason score. Based on those gradings, the condition of the tumor inside the prostate is assessed which enables assignment of the most appropriate treatment method.

5. Other Prostate Cancer Types

The prostate cancer types other than adenocarcinoma are uncommon. They demonstrate a poorer prognosis compared with the prostate adenocancer.

Grading

T1: Whether the tumor localized in the prostate is not palpable or it is localized within the interior portions of the prostate. Therefore, it can not be detected by rectal examination. Diagnosis can be established by biopsy taken due to high PSA level or during the TURP operation performed to relieve the urinary obstruction.

T2: Tumor demonstrates an enlargement which can be palpated by fingers but it is still limited to the inside of the prostate.

T3: Tumor spreads beyond the boundaries of the prostate and reaches seminal vesicles.

T4: Metastatic stage. Tumor metastases to surrounding tissues or to distant organs such as bone, lung, and liver.

Treatment of Prostate Cancer

  1. Treatment of localized prostate cancer
    • Follow-up
    • Surgical treatments: radical prostatectomy
      • Open
      • Laparoscopic
      • Robotic prostatectomy
    • Radiotherapy
      • External radiotherapy
        • IMRT
        • Brachytherapy
    • Cryotherapy
    • HIFU
  2. Treatment of Metastatic Disease
    • Hormon therapy
    • Chemotherapy