МОЧЕКАМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ

Мочекаменная болезнь является наиболее часто встречающимся заболевание выделительной системы после воспалений мочеточника и болезней предстательной железы. Сообщается об увеличении количества случаев мочекаменной болезни за последние 20-30 лет. При том, что точная причина этого увеличения неизвестна, предполагается, что это связано с изменениями в привычках питания и малом потреблении жидкостей.

Как образуются камни в почках?

Почки работают в качестве фильтров в нашем организме. При постоянном прохождении крови через почки полезные вещества впитываются, а нежелательные вещества выводятся из организма с мочой. Обычно, если моча очень сконцентрирована, то риск образования камнях в почках увеличивается. Соли и минералы, выводимые через сконцентрированную мочу со временем оседают на внутренней поверхности почек, называемой каналец, в виде кристалов, которые в дальнейшем превращаются в камни. Со временем эти кристалы соединяясь превращаются в камни.

Мочекаменная болезнь (Нефролитиаз) появляется в случаях высокого содержания в моче кальция (гиперкальциурия), оксалата (гипероксалурия) или мочевой кислоты (гиперурикурия) и в дополнение к этому, при низком содержании цитрата, который предотвращает соединение кристалов между собой или же при очень сконцентрированной моче по причине недостаточного потребления жидкости. Этот период можно сравнить с превращением со временем в жемчужину песчинки, попавшей в устрицу. Размер камней варьирует от размеров маленькой рисинки до размеров мандарина.

Каковы жалобы, связанные с камнями в почках?

В большинстве случаев камни в почках не подают признаков и обнаруживаются при радиологических исследованиях, проводимых по другим причинам. Если камень большой, он может явится причиной обструкции в лоханке почки и вызвать инфекцию. Если при передвижении камень попадет в канал между почкой и мочевым пузырем, называемый мочеточником он может полностью остановить отток мочи и вызвать сильные боли, называемые коликой. Боль может распространяться начиная от поясницы до промежности и вызвать у пациентов такие жалобы, как тошнота, рвота, вспученность живота. При повреждении мочеточника камнем может наблюдаться кровь в моче.

Как диагностируется мочекаменная болезнь?

В некоторых случаях мочекаменная болезнь обнаруживается случайно. В наши дни с широким использованием ультразвуковых исследований в программах комплексного профилактического обследования увеличивается количество случаев постановки диагноза мочекаменной болезни при отсутствии каких-либо жалоб. С другой стороны, жалобы на боли в пояснице, повторяющиеся воспаления мочеточника или кровь в моче являются причинами, по которым пациенты обращаются к врачу. Пациентам, обращающимся с этими жалобами можно поставить диагноз с помощью проведения следующих исследований.

• Обзорная рентгенография: при обычном рентгеновском исследовании можно увидеть большую часть прозрачных камней в почках. С помощью этого исследования невозможно увидеть непрозрачные камни и небольшие камни в мочеточнике.

• Ультразвуковое исследование: При применении этого метода для исследования внутренних органов используются звуковые волны высокой частоты и полученные данные преобразуются в изображение на экране с помощью компьютера. Несмотря на то, что этот метод выглядит безопасным из-за отсутствия использования рентгеновских лучей, он недостаточен для выявления маленьких камней, особенно, находящихся в мочеточнике.

• Внутривенная пиелография: Этот метод предоставляет возможность увидеть строение, а также функции почек с помощью контрастного вещества, вводимого в вену. Посредством этого метода можно получить информацию о расположении камней в почке и повреждениям, полученным почкой. Это исследование не проводится тем, у кого аллергия на контрастное вещество, беременным и больным с почечной недостаточностью.

• Спиральная компьютерная томография (КТ): КТ тонких срезов мочеполовой системы является одним из рентгеновских методав и в наши дни стал считаться золотым стандартом в исследованиях камней в почках. Посредством этого исследования всего за минуты могут быть обнаружены даже камни миллиметрических размеров.

Нужно ли проводить другие анализы пациентом, которым поставлен диагноз мочекаменной болезни?

Проведенные исследования показали, что у пациентов, не принимающим меры предупреждения образования камней в 50% случаев в течение периода 5 лет происходит повторное образование камней. Для предупреждения таких случаев, таким пациентам с повторяющимся образованием камней и тем, у кого имеется риск повторного образования камней проводятся некоторые виды лечения для предупреждения повторного образования камней. Исследование, называемое оценкой обмена вещест состоит в сборе мочи за 24 часа и определении уровня кальция, мочевой кислоты, цитрата и окзалата в моче. В то же время берется анализ крови и определяется уровень кальция, неорганического фосфата и паратгормона в крови.

Каковы факторы, повышающие риск образования камней в почках?

Если перечислять по очереди, то они следующие:

• Недостаточное потребление жидкости: При недостаточном потреблении жидкости, особенно воды, в моче увеличивается концентрация минералов, из которых образуются камни. Поэтому для людей проживающих в жарком климате или работающих в условиях повышенных температур вероятность образования камней является повышенной.

• Наследственность и индивидуальная история: Повышенный риск образования камней несут те, у кого в семье имеются случаи заболевания мочекаменной болезнью. Опять же, для пациентов у кого однажды в почке образовался камень, риск образования второго камня в течение 5 лет составляет 50-60%.

• Возраст, пол и раса: Мочекаменная болезнь встречается чаще всего в возрасте от 30 до 50 лет. Мочекаменная болезнь чаще встречается у мужчин и представителей белой расы.

• Некоторые заболевания: : При редко встречающихся заболеваниях, таких как почечный тубулярный ацидоз, подагра и цистинурия.

• Диета: При питании с высоким содержанием животного белки и низким содержанием волокон риск образования камней повышается. Также обнаружена связь между образованием камней и повышенным потреблением соли.

• Недостаточная подвижность или неподвижность: У лежачих и малоподвижных в течение долгого времени пациентов может произойти разрушение костных тканей и при повышении содержания кальция в моче увеличивается риск образования камней.

Нужно ли лечить мочекаменную болезнь?

При наличии камней в лоханке почки обязательно нужно проводить лечение. В противном случае это может явится причиной нарушения функций почки и воспаления.

Если камень обнаружен в почечной чашечке, то в большистве случаев это состояние протекает незаметно и не вызывает осложнений. Камни в почечных чашечках могут расти в том месте, где находятся или при передвижении попав в мочеточник явится причиной таких жалоб, как боль, кровотечение, воспаление. По этой причине при камнях в почечных чашечках нужно проводить лечение.

Как лечится мочекаменная болезнь?

С помощью лечения лекарственными средствами
камни размером до 5 мм можно вывести из организма при приеме лекарств и большого количества жидкости. Вероятность выведения из организма камней большего размера намного ниже.

ДУВЛТ (Экстракорпоральная ударно-волновая литотрипсия)

Наиболее часто используемый метод лечения мочекаменной болезни. Во время процедуры камень дробится на мелкие части с помощью ударной волны, генерируемой вне тела и сфокусированной на камне. После этого ожидается вывод этих частей с мочой. Для уменьшения боли, ощущаемой во время процедуры, может понадобиться применение успокоительных средств в большинстве случаев или же легкой анестезии. После ДУВЛТ выведение частичек камней из организма может продлиться несколько дней или даже недель. В этот период пациенты могут испытывать боль и может развиться воспаление мочеточника. В редких случаях может произойти задержка в выведении песка из-за его накопления в мочеточнике и это может потребовать дополнительного лечения.

Чрескожная нефролитотрипсия (ЧНЛ)

современный метод, используемый для камней в почках размером больше 2 см или когда камень не был раздроблен при ДУВЛТ. Под общей анестезией в области поясницы через разрез длиной 1 см и через образовавшееся отверстие осуществляется вмешательство в почку, откуда удаляются полностью или раздробляя камни все через то же отверстие. При операции чрескожной нефролитотрипсии, которая представляет из себя эндоскопический т.е. закрытый метод хирургического вмешательства изображения в увеличенном виде передаются от эндокамеры на телевизионный экран. Камни обычно раздробляют пневматическими, ультразвуковыми или лазерными литотриптерами. После завершения операции на период 2-5 дней для выведения мочи временно устанавливается трубка (нефростомическая трубка).

Уретороскопия

В случае, если камни из мочеточника не выводятся или раздробляются посредством ДУВЛТ, то применяется лечение с помощью прибора, называемого уретероскопом, который вводится в мочеточник. Уретероскопы являются инструментами диаметром 2.5-3 мм, с рабочим каналом по всей длине и линзой, которая передает изображение. Жесткие уретероскопы вводятся в мочеточник через мочеиспускательный канал и мочевой пузырь, фрагментация камней осуществляется с помощью гольмиевого лазера или пневматического литотриптера. Посредством этих уретероскопов проводится лечение камней в нижней и средней частях мочеточника. Гибкие уретероскопы используются при лечении камней, находящихся как в мочеточнике, так и в лоханках и чашечках почек поскольку их концы поворачиваются в разные стороны и при разных углах. После лечения камней с помощью уретероскопа пациенты отправляются домой в тот же или на следующий день.

Можно ли предупредить образование камней в почках?

Внеся несколько изменений в стиль жизни и питания можно снизить риск образования новых камней. Опыт показал, что применяемые ранее строгие диеты являются не очень реалистичными и большинство пациентов испытывают сложности в следовании им. Нужно способствовать в потреблении большого количества жидкости пациентами. Эта рекомендация действительная для всех видов камней в мочеточнике, независимо от их состава. Суточное количество мочи взрослого человека должно быть более 2 литров. Потребление жидкости должно быть равномерно распределено в течение суток и нужно уделять особое вниманию в случае потери жидкости.

Пациентам нужно питаться смешанно всеми группами питательных веществ, при условии избегания переедания и сбалансированно. Нужно поощрять потребление овощей и фруктов из-за содержания волокон и их полезного эффекта. Однако, следует избегать овощей и фруктов богатых оксалатом (шпинат, какао, листья чая, грецкий орех, пшеничные отруби). Эта мера предосторожности особенно важна для пациентов с высоким содержанием оксалата в моче.

Витамин C можно принимать до 4 гр. в день без увеличения риска образования камней. Нельзя потреблять животный белок в чрезмерных количествах. Рекомендуется ограничивать ежедневное потребление животного белка до 150 гр. в день. При отсутствии причин для рекомендаций в этой связи количество потребляемого кальция следует ограничить. При соблюдении диеты ежедневное количество кальция, который нужно потреблять, составляет 800 мгр. и обычно рекомендуют потребление 1000 мгр. Не рекомендуется принимать добавки содержащие кальций, за исключением случаев энтеральной гипероксалурии, при которой требуется потребление кальция.

При гиперурикозурических кальциевых оксалатных камнях, а также при камных мочевой кислоты, следует ограничить потребление продуктов особенно богатых содержанием урата (печень, почки, кожа домашней птицы, кожа сельди, сардина, килька). При диете не следует превышать количество урата 500 мгр в день.

Ниже кратко описывается актуальная диета по предупреждению образования камней.

  1. 1. Необходимо принимать достаточное количество жидкости.
    1. Ежедневное количество мочи должно быть более 2 литров, т.е. нужно выпивать 3 литра жидкости в день. Если принять, что стакан воды вмещает приблизительно 200 мл, то количество жидкости составит 15 стаканов.
    2. Потребление жидкости считается за исключением молока и чая, не менее половины количества жидкости (т.е. 8 стаканов) должна составлять вода и потребление должно быть равномерно распределено в течение дня. Полезно потреблять фруктовые соки в качестве жидкости, принимаемой кроме воды.
    3. ) Другим важным вопросом по потреблению жидкости является сохранение достаточного уровня жидкости во время сна, когда по причине невозможности потребления жидкости моча становится более сконцентрированной. Поэтому нужно увеличить потребление жидкости после ужина, предусматривая, что во время сна потребление жидкости будет остановлено.
  2. Нужно принимать мало соленую пищу.
  3. Не следует потреблять продукты богатые животными белками (мясо и мясные продукты, молока и молочные продукты, яйца и т.п.) в чрезмерных количествах. При возможности потребляйте продукты богатые животными белками в один прием пищи.
  4. Продукты богатые кальцием следует потреблять в ограниченных количествах. Также, продукты богатые кальцием обычно являются богатыми и животными белками и нужно проявлять осторожность в этом отношении.

KIDNEY STONE

Urinary tract stone disease is the most common problem of excretion system after urinary tract inflammations and prostate diseases. An increase has been reported in the incidence of kidney stones during the past 20-30 years. While the obvious reason behind this elevation is not known, it is attributed to changes in dietary habits and lesser fluid intake.

How does a kidney stone form?

Kidneys work as the filter system of our body. Blood is always filtrated in the kidneys whereas beneficial substances are absorbed and unwanted substances are excreted with urine. Presence of a urine with high-concentration, elevates the risk for formation of kidney stone. Salts and minerals excreted with the concentrated urine, generate accumulations which later turn to stones in the tubular units localized in the inner surface of the kidneys. In time, those crystals come together and form a stone.

Kidney stone disease (nephrolithiasis) occurs as a result of high level of calcium (hypercalciuria), oxalate (hyperoxaluria) or uric acid (hyperuricosuria) and due to low citrate levels which reduce the adhesion of crystals, and inadequate fluid intake. This process may be considered similar to the transformation of a single sand grain into a pearl in time. The size of the stones may vary from a little rice grain to a mandarin.

What are the complaints associated with kidney stones?

Majority of the kidney stones do not display any signs and are detected during radiological examinations performed for other purposes. If the stone has a large size and obstructs renal pelvis, then it may cause pain. As the stone moves into the duct between bladder and kidney, it may completely obstruct urine flow and lead to a severe pain termed as colic. The pain originates from waist level and spreads through the thighs along with possible additional symptoms such as nausea, vomiting, or abdominal distension. Hematuria may be present due to irritation of the urinary tract because of the stone.

How is kidney stone diagnosed?

Some kidney stones are diagnosed accidentally. By inclusion of USG in check-up programs, currently the number of kidney stones diagnosed before causing any symptoms, is on the rise. On the other hand, major symptoms that bring patients to physicians are known to be low back pain, recurrent urinary tract inflammation, and hematuria. Patients presenting with those symptoms can be diagnosed by application of the following examinations.

• Direct Urinary System Radiography (DUSR): By using x-ray, most of the opaque kidney stones can be detected. Non-opaque or small stones can not be determined with this technique.

• USG: High-frequency sound waves are utilized for visualization of the internal organs and the data are reflected on a display by the help of a computer. While it seems to be a safe method due to absence of x-rays, it proves to be inefficient particularly in detection of small stones in the ureters.

• Intravenous Pyelography (IVP): Both anatomy and function of kidneys can be examined by intravenous delivery of a contrast agent. Detailed information on localization of the stones in the kidney and the damage they inflicted can be obtained. This technique should not be performed on people who are pregnant or suffer from renal failure and allergy against the contrast agent.

• Spiral Computed Tomography (CT): Currently, thin section urinary CT has become the gold standard for assessment of kidney stones. The assessment can be performed within minutes and even milimetric stones can be detected.

Should other analyses be applied on patients diagnosed with kidney stone?

Studies show that recurrent stone formation is observed in 50% of cases in a 5-year period where no preventive measures are taken against stone formation. In order to prevent this, among patients who display recurrent stone formation or demonstrate a predisposition, certain preventive measures should be taken. In order to perform this analysis which is called metabolic assessment, 24-hour urine samples are collected and calcium, uric acid, citrate, and oxalate levels are measured. By collecting a blood sample at the same time; blood calcium, inorganic phosphate and parathormon levels are determined, as well.

What are the factors that elevate the risk of kidney stone formation?

If we are to list those respectively:

• Inadequate fluid intake: Failure to intake adequate fluid, particularly water, the concentration of minerals leading to stone formation rise. Therefore, people living in hot climates or working in hot environments are under greater risk for stone formation.

• Family history and personal history: The risk of stone formation is higher for people whose families have a stone history. Also, a person who had experienced stone formation once in kidney, has a 50-60% risk to redevelop it in the following 5-year period.

• Age, gender and race: Kidney stone is commonly encountered between the ages of 30-50 range. It is more frequently seen in males and white people.

• Certain diseases: Rare diseases such as renal tubular acidosis, goutte and cystinuria increase the risk for stone formation.

• Diet: Diets containing high animal proteins and low fiber content elevate the risk for stone formation. Moreover, excessive salt consumption has been associated with stone formation, as well.

• Inertia or low activity: Bedridden patients and patients who display low activity may suffer osteoporosis which leads to elevation of calcium levels in the urine and therefore puts the patient under high risk for stone formation.

Should kidney stones be treated?

Stones localized in the renal pelvis should be treated. Otherwise, they can cause dysfunction or inflammation in the kidney.

Generally, stones in the calyces of kidney display a latent course and does not lead to a problem. But caliceal stones can grow in situ or move into the ureter and cause complaints such as pain or inflammation. Therefore, caliceal stones should be treated.

How does the kidney stones treated?

Medical Treatment

Stones with less than 5mm diameter can be treated with plenty of water consumption and drug therapy. The possibility of passing out larger stones is very low.

ESWL (Extracorporeal Shockwave Lithotripsy)

This is the most common method applied in treatment of kidney stones. Shockwaves generated outside the body are directed onto the stones to fragmentate them. Then, those pieces are passed out in the urine. In order to reduce the pain during procedure, sedative drug or a mild anesthesia may be required. Expelling of stones following ESWL may take days or even weeks. Patients may feel pain and develop urinary tract inflammation. Although rare, sands may accumulate in the ureter and the expelling may be delayed which requires an additional treatment.

Percutaneous Nephrolithotripsy (PNL)

This is one of the current methods which is applied when ESWL fails to fragmentate the stone or have a size above 2cm. By reaching the kidney through a 1cm incision from the lumbar region under general anesthesia, stones are removed via the same route as a whole or in fragments. During percutaneous nephrolithotripsy, an endoscopic i.e. closed operation, images are transferred to a display screen by an endocamera. Stones are fragmentated mostly with pneumatic, ultrasonic or laser devices. At the end of the operation, a nephrostomy tube is temporarily placed into the kidney in order to void the urine for the following 2-5 days.

Ureteroscopy

In case expelling stones from the ureter or breaking them up with ESWL fails, those patients can be treated by insertion of an instrument called ureteroscope. Ureteroscopes are of 2.5-3 mm diameter and have a tube allowing to perform various procedures and a lense system. Rigid (inflexible) ureteroscopes are inserted through urethra and bladder into the ureter and treatment is applied by fragmentating stones with Holmium laser or pneumatic lithotriptor. Stones in the lower and midureter can be treated with ureteroscopes. Flexible ureteroscopes are employed in treatment of stones localized in the upper ureter or renal pelvis and calyces due to their ability to be rotated in different directions at different angles. Patients can be discharged overnight or 1 day after the ureteroscopic stone treatment.

Can the formation of kidney stone be prevented?

By making few changes in the nutrition and life style, the risk of stone formation can be reduced. Earlier diets including strict limitations have been shown to be ineffective due to difficulty to follow. Patients should be encouraged to take high volumes of fluid. This is a valid recommendation against urinary tract stones regardless of the composition of the fluid. The daily urinary volume of an adult person should be above 2 liters. Fluid intake should be distributed throughout the day evenly and particular attention should be paid in case of fluid loss.

A mixed and balanced dietary program is needed in all patients. Fibrous foods and vegetable-fruit consumption should be encouraged. However, vegetables-fruits that are rich of oxalate (spinach, cacao, tea leaves, walnut, and bran) should be avoided. This is important especially for patients who exhibit high level of oxalate in their urine.

C vitamin may be taken 4g/day without elevating the risk for stone formation. Animal proteins should not be consumed excessively. Animal protein consumption should be limited to 150g/day. Calcium intake should be limited unless there is a reasonable cause. Required daily calcium consumption is 800mg and generally 1000mg is recommended. Calcium supplement is recommended only if there is enteric hypocalcuria.

In hyperuricosuric calcium oxalate stone disease, and among patients with uric acid stone, consumption of foods rich of urate (liver, kidney, skin of poultry animals, skin of herring fish, sardine, and anchovy) should be limited. Urate amount per diet should not exceed 500mg/day.

Currently used Diet for Prevention of Stone Formation is simplified and summarized below.

  1. Adequate fluid intake should be maintained.
    1. Fluid intake should be enough (e.g: 3 liters/day) to produce a daily urine output of 2 liters. Considering that one glass of water is comprised of 200cc., we should drink about 15 glasses of water.
    2. Tea and milk should be excluded in calculation of total fluid intake whereas at least half (8 glasses) of the whole fluid intake has to be water and should be distributed evenly throughout the day. Fruit juices are recommended alongside water.
    3. Another important point on maintaining a fluid balance is to keep the fluid level balanced in the sleep hours during which urine gets more concentrated due to absence of fluid intake. Therefore, the fluid intake volume should be elevated by considering the sleep hours.
  2. Less salty foods should be preferred.
  3. Excessive consumption of foods that are rich of animal proteins (meat and meat products, milk and dairy products, egg etc..) should not be consumed. If possible, limit consumption of those foods to only 1 meal.
  4. Calcium-rich foods should not be consumed excessively. Moreover, one should be aware that calcium-rich foods are generally rich of animal proteins, as well.